Мир в голове тестировщиков: чем особенно их мышление?

Тестировщики - особый тип людей. С первого взгляда они ничем не отличаются от других, также ходят на двух ногах, дышат воздухом, работают в офисе и слушают музыку. Но мыслят они несколько иначе.
Руководитель Телесенс Академии Анастасия Макаренко поделилась своими наблюдениями о том, какой отпечаток оставляет профессиональная деятельность тестировщиков на их образ мышления и как их навыки помогают им в повседневной жизни.
Словом, если вы уже обладаете одним из перечисленных качеств и хотите приобрести остальные, вам – прямая дорога в тестирование.
Если вы уже тестировщик, в этой статье вы, возможно, найдете отображение своего характера и узнаете себя со стороны. Итак, чем же так особенно мышление тестировщика?
Непреодолимое желание разрушать и умение извлекать из этого пользу
Тогда как большинство людей склонны к созиданию, эти люди напротив, склонны разрушать. Они готовы найти изъяны в любом предмете быта. В детстве они разбирали игрушки, чтобы исследовать внутренние детали, и находили изъяны даже в детских сказках про цветик-семицветик, где вполне логично первым же желанием заказать штук 100 таких же цветков и увеличить число доступных желаний.
В итоге тестировщики не только везде применяют свою способность к деструктиву, но и направляют ее на благое дело. Главное – успеть объяснить программистам, что своим желанием все сломать они повышают ценность их совместного проекта. При этом их хобби неплохо монетизируется.
Средняя зарплата даже начинающего разрушителя варьируется от 400$ до 650$ в зависимости от города, бекграунда и компании, а вознаграждение опытного лидера целой команды искателей багов достигает 3500$.
Тестировщики везде находят ошибки
Специалисты начинают тестирование с аксиомы: любой продукт содержит ошибки. Не бывает совершенных программ, бывают недотестированные. Эти люди педантичны, внимательны к деталям и очень усидчивы, замечают любые противоречия, закономерности и отклонения от них и неточности. Поиск недостатков стал частью их повседневной жизни, и они находят их не только в программах, но и окружающих их объектах. Для них тестирование уже перешло из разряда работы в разряд искусства. В картинной галерее они сразу заметят неровно висящую картину, негармонирующие цвета в интерьере и обязательно потрогают лавочку с надписью “окрашено”.
Они способны “повесить” даже тетрис, соревноваться в поиске багов в функционале простейшего мобильного телефона, и чаще всего задают вопрос: “А что будет, если?”.
У этой черты есть преимущества: тестировщики умеют находить ошибки в системах и извлекают выгоду из лазеек, которые там находят. К тому же, они всегда внимательно читают документы, с которыми работают и подписывают.
У них хорошо развито критическое мышление
О важности критического мышления сейчас не говорит разве что ленивый. Его характеризуют как способность думать о продумываемом, чтобы не быть обманутым. Способность мыслить критически делает их закоренелыми скептиками, которые всегда и во всем сомневаются, даже в применимости законов формальной логики. Процесс нахождения ошибок требует как логического мышления, так и в прямом смысле антилогического. Чтобы протестировать программу, тестировщиксначала думает логически: если А равно В, а В равно С, то А должно быть равно С. Затем он отбрасывает все шаблоны, и, рассматривает его шире, глубже: что такое А, В и С, что может быть, кроме А, чем может быть В, кроме как С.
В повседневной жизни они недоверчивы и всегда все перепроверяют. Они испытывают не только свои предположения, но и допущения, высказанные другими людьми, ищут для них доказательства или опровержения. При этом очень важно не попадаться в ловушку подтверждения, когда человек бессознательно отдает предпочтение информации, которая согласуется с его точкой зрения.
Их сложно обмануть в супермаркете мнимыми скидками и распродажами, ими не так – то просто манипулировать и уж точно не получится навязать свое мнение, с которым они в корне не согласны. Критическое мышление не позволит им доверять всему, о чем пишут в интернете и говорят по ящику. Жизнь становится приятнее и интереснее.
У них развито абдуктивное мышление Проверяя программу или приложение, тестировщик становится и Шерлоком Холмсом и Доктором Хаусом в одном лице.
Термин абдуктивного мышления предложил немецкий учёный Джо Райхертца (JoReichertz), который обозначил его для описания когнитивной логики открытия, что приводит человека к неожиданным умозаключениям. До него учёные ограничивались лишь понятиями индукции и дедукции в мышлении.
Иными словами, абдуктивное мышление позволяет тестировщику, который постоянно наблюдает за программой, старается обнаружить случаи ее странного и непонятного поведения, переосмыслить свои представления о ней. Затем он начинает более глубоко исследовать удививший его факт, придумывать новые тесты и наблюдает за дальнейшим поведением программы.
Это мышление помогает тестировщику принимать наилучшее решение на основе собственного опыта, на основе аналогий и сходств. Известная шутка о том, что если человек на 70% состоит из воды, а огурец - на 90%, то человек на 65% - это огурец – как раз возникла на основе абдуктивного умозаключения.
Для тестировщиков это умение бесценно, когда он моделирует поведение пользователя программы и предполагает, какие его действия могут привести к сбою софта.
В обычной жизни абдуктивное мышление помогает в творческом процессе, а умение проводить аналогии между объектами и явлениями составляет основу эффективных коммуникаций и умения убеждать собеседника, благодаря созданию визуальных образов.
Способность определять приоритетность задач и расставлять их в нужном порядке
Тестировщик должен уметь самостоятельно правильно определить степень критичности ошибки, чтобы определить приоритет, с которым программистам нужно ее исправить. Идеальных продуктов не бывает, и с некоторыми недочетами приходится смиряться или оставлять их исправление на релиз апдейта программы, и здесь важно не выпустить релиз с действительно серьезными недочетами.
Эта способность поможет повысить как эффективность на работе, так и личную и составляет основу тайм менеджмента, как повседневного, так и профессионального. Что может быть ценнее, чем сэкономленное время за счет неприоритетных задач, время, которое можно потратить на семью, путешествия или хобби?
Ежедневная концентрация над объектом с целью найти в нем изъяны, постоянный поиск угла, под которым нужно посмотреть на объект, чтобы найти закравшийся баг, существенно меняют образ мышления тестировщика.
Он начинает применять эти навыки в быту, порой, удивляя окружающих своей внимательностью. Их мозг работает, находясь в постоянном тонусе, и возраст никогда не повлияет на интенсивность умственной деятельности. А что может быть лучше, чем всегда находиться в поисках новых идей и каждый день совершать небольшое, но открытие?