Юридические аспекты организации IT-стартапов - рекомендации эксперта

Жажда новых интересных тем привела нас к Антону Зинчуку – ассоциированному партнеру юридической фирмы ILF. Более 9-ти лет Антон помогает IT-компаниям решать сложные юридические вопросы и является профессионалом, который активно участвует в жизни IT-комьюнити в Украине.
Темой нашего интервью с Антоном стали юридические аспекты организации IT-бизнеса и стартапов. Мы попытались разобраться в том, какие юридические особенности нужно учитывать на старте компании, и на что следует обращать внимание в работе с иностранными клиентами.
Вы неоднократно принимали участие и выступали в качестве спикера на многих IT-мероприятиях. Расскажите, пожалуйста, как получилось так, что Вы связали свою работу именно с IT-сферой?
Не могу сказать, что начал заниматься IT преднамеренно. Я пришел в юридическую фирму ILF в 2007 году и первым проектом, работу над которым мне поручили, была подготовка договора на разработку программного обеспечения для международной телекоммуникационной корпорации с R&D офисом в Харькове. На тот момент я даже не мог подумать, что моя профессиональная карьера будет неразрывно связана с IT-бизнесом. Но жизнь распорядилась иначе.
На протяжении последующих лет количество ІТ-проектов в моем профессиональном портфеле значительно увеличилось. У меня была возможность поработать с украинскими и иностранными ІТ-компаниями, «аутсорсерами» и «продуктовиками». При этом, спектр вопросов, с которыми приходилось сталкиваться, также был достаточно разнообразным: начиная с полного «сетапа» бизнеса и, заканчивая созданием зарубежных компаний, а также сопровождением проверок лицензионности программного обеспечения правоохранительными органами и службой интеллектуальной собственности.
Работа над этими проектами позволила не только приобрести опыт решения различных юридических задач, но и понять бизнес моих клиентов, заглянуть на их кухню. И, чем больше я погружался в ІТ, тем интереснее мне становилось. Ведь действительно качественное решение для бизнеса, в т.ч. и юридическое, можно предложить только тогда, когда понимаешь, как этот бизнес устроен.
Интерес к ІТ также в немалой степени «подогревался» тем, что люди из этой индустрии были близки мне по ценностям: открытость в общении, готовность делиться опытом и знаниями, желание постоянно развиваться, кофе с печеньками в неограниченном количестве и другие плюшки для сотрудников (смеется). Благодаря этому со многими клиентами у меня сформировались доверительные дружеские отношения, которые длятся годами. Я часто бываю в их компаниях, участвую во внутренних мероприятиях, вижу как работают бизнес-процессы и учусь лучше понимать ІТ как бизнес и сообщество.
С 2010 года мой интерес к IT-индустрии стал более целенаправленным. Я аккумулировал свой опыт и в 2011 году начал продвигать и себя, и ILF как юридическую фирму со специальным фокусом на IT-индустрию. Первой попыткой такого продвижения стал совместный проект ILF и Европейской бизнес ассоциации «Клуб бизнеса и права». Первое заседание этого клуба прошло осенью 2011 года, и было посвящено интеллектуальной собственности, налогам и проверкам правоохранительных органов в ІТ. До сих пор помню, как наш адвокат по уголовным делам безуспешно пытался «сбежать» от заинтересованных слушателей, которые продолжали задавать вопросы и после завершения ивента.

Можно сказать, что с этого момента началась моя публичная карьера как ІТ-юриста из ILF.
Дальше пошли внешние мероприятия. Первым была конференция Павла Обода Outsource People Conference. Тогда она проходила в Харькове. Именно после ее посещения я для себя окончательно решил, что эти ребята мне нравятся, и я хочу работать с ними.
Сейчас в ILF есть команда юристов, которые системно занимаются правовой поддержкой IT-бизнеса. Мы сформировали отдельные юридические продукты для разных клиентов (стартапов, инвесторов, аутсорсеров и т.д.), участвуем во всех основных ІТ-ивентах года, поддерживаем отношения с ІТ-кластерами и комьюнити.
На этом фоне у меня появилась возможность заниматься не только юридической работой, но и помогать развивать бизнес клиентов. Как показал опыт, юридический и ІТ-бизнес, особенно аутсорсинг, имеют очень много общего с точки зрения бизнес-модели. Поэтому в последнее время некоторые клиенты приглашают меня не столько обсудить юридические вопросы, сколько поговорить о бизнесе, протестировать идеи, поучаствовать в сессии стратегического планирования.
Если говорить о стартапах, какие на Ваш взгляд особенности старта бизнеса присущи именно IT-сфере?
С одной стороны, все стартапы, независимо от индустрии, проходят одинаковые этапы развития. Но у IT и других интеллектуально емких проектов есть свои особенности.
IT-стартап от остальных отличает длительный этап поиска проблемы и ее решения.
Чтобы запустить стартап, например, в сфере HoReCa или любого другого «традиционного» бизнеса, не нужно тратить много времени на поиск неудовлетворенного спроса или построение нестандартной бизнес-модели.
Целевая аудитория и спрос понятны, а основная задача таких стартапов состоит в том, чтобы найти и правильно прокоммуницировать свое конкурентное преимущество, которое позволит привлечь необходимое количество клиентов и удерживать их.
IT-стартапы зачастую работают с потребностями, которых либо еще нет, либо они не лежат на поверхности. Это и обуславливает тот факт, что на их выявление и поиск решения уходит много сил и времени. Достаточно вспомнить нашумевшую сделку Looksery со Snapchat. О ней не говорили только ленивые, но никто не обсуждал, сколько лет команда Looksery работала над проектом до того, как он «выстрелил».
Есть очень интересная особенность. Она заключается в том, что самыми успешными становятся не команды, изначально нацеленные на создание продукта, который принесет прибыль с шестью нулями, а те, кто просто хотел решить реальную проблему самым простым и удобным способом. Именно такие стартапы создают новые рынки.
Многие IT-предприниматели работают с зарубежными клиентами и инвесторами. Как построить юридически правильное взаимодействие с клиентом из-за рубежа?
В большинстве случаев организация работы с иностранными клиентами зависит от истории и размера бизнеса. ІТ-компании, которые существуют на рынке более 4-5 лет, а также средние ІТ-компании, работают со своими иностранными клиентами через украинское юридическое лицо. Чаще всего такое юридическое лицо создано в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), что объясняется простотой его создания и содержания, а также стабильным законодательным регулированием.
Небольшие компании и «новички» ведут свой бизнес через физических лиц-предпринимателей (ФЛП). В то же время, я знаю команды, в которых работает по 20 и больше инженеров, и у них нет юридического лица, а работа с заказчиком ведется через ФЛП. Здесь многое зависит от самого клиента: воспринимает он такую форму сотрудничества или нет.
Оба варианта являются в равной степени как легальными, так и оптимальными по налогообложению. Однако не всегда эти варианты подходят для работы с крупными иностранными клиентами или, когда компания выходит на стадию активного роста и расширения клиентского портфеля.
После событий 2013 года нередкими стали случаи отказа иностранных клиентов от передачи проектов на обслуживание в Украину. В связи с этим, многие ІТ-компании начали активно использовать в структуре своего бизнеса зарубежные компании. Это позволяет формально заключить договор с клиентом не на украинскую (ООО или ФЛП), а на иностранную структуру, сняв, таким образом, опасения относительно безопасности команды, сроков и качества реализации проекта. Также, использование зарубежных компаний является для украинского ІТ-бизнеса, действенным способом защитить свою прибыль от действующей в Украине обязательной продажи валютной выручки (65% от поступлений).
В этом плане наиболее популярными странами для создания компаний являются США, в частности штаты Делавэр и Невада, Великобритания, Гонконг и другие.
ІТ-компании, которые находятся в стадии активного роста, ориентируются при создании зарубежной компании на страны, где видят для себя наиболее перспективных клиентов.