Джером МакГиливрей об украинском IT и управлении персоналом в Великобритании

Джером МакГиливрей родился и вырос в Великобритании, обладает 25-летним опытом работы в IT по всему миру. Сейчас работает Service Delivery Manager в одной из крупнейших украинских IT-компаний и живет вместе с семьей в Харькове. Мы беседуем с Джеромом об украинском IT-секторе и, конечно, нам важно узнать более подробно об особенностях управления персоналом в Великобритании.
- Здравствуйте, Джером. У Вас уже довольно большой опыт в IT. Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш карьерный путь, и в каких странах, кроме Украины и Великобритании, Вы работали?
- Я работаю в сфере IT уже 25 лет. Моя карьера началась в 1980 году, когда у меня появилась первая серьезная работа после того, как я закончил школу и колледж. Будучи военнослужащим в британской армии, я работал с ранними воздушными беспилотными системами и GPS технологиями. Мы разрабатывали одни из первых в то время дронов.
Именно тогда я стал интересоваться технологиями и пришел к выводу, что IT - это то, чем я хотел бы заниматься. Потом у меня была работа, связанная с геолокацией, мы разрабатывали аналог Google Street View. Это был очень большой проект по разработке электронных карт и плана улиц, который мы выполняли по заказу правительства. К этому проекту были привлечены программисты из Индии, которые работали с манипуляцией данных. Благодаря этому я несколько раз побывал в Индии. После этого я начал подниматься по карьерной лестнице, стал IT-менеджером, руководил IT-отделом в нескольких компаниях.
Некоторое время я работал в Санкт-Петербурге. Лет 5 назад, я работал на IT-компанию в Минске. Так же я работал в США на компанию Microsoft в Лос-Анджелесе. И около двух лет назад я начал работать в Харькове. У меня достаточно обширный опыт в IT во многих отраслях: фармация, оборона, управление и правительственные программы.
- Расскажите, пожалуйста, о самом ярком Вашем опыте в управлении IT-проектами. Наверняка у Вас возникали интересные ситуации?
- Да, есть такая история. Я не буду называть компанию, в которой я тогда работал руководителем IT-отдела. По мнению менеджмента той компании, IT-отдел функционировал неправильно. При этом главный офис компании находился в Кардиффе, это на восточном побережье Великобритании, а сам IT-отдел был в Оксфорде, это недалеко от Лондона. Следовательно, IT-отдел был очень далеко от главного офиса, из которого приходили указания, что и как нужно делать.
Я оказался в сложной ситуации, потому что мне приходилось подробно докладывать обо всем, что делают люди в отделе, как они это делают, потому что дирекция об этом ничего не знала. И мне необходимо было принимать тяжелые решения о том, кто должен быть уволен, а кто - остаться, кого - повысить, кого нужно проверить, насколько хорошо он выполняет свою работу. Это на самом деле очень сложно, потому что тебе приходится прощаться с людьми. А у каждого из них есть семьи, дома, машины и своя жизнь. Поэтому увольнять кого-либо очень тяжело. Это была достаточно напряженная работа. Все знали, что есть 20 человек в IT-отделе, и каждый из них смотрел на меня и думал: кто останется, а кого уволят. Есть определенные различия в трудовом законодательстве в Украине и в Великобритании, где ты должен быть очень последователен в HR-подходе, особенно, когда это касается реорганизации. Мне приходилось консультироваться, разрабатывать различные планы, разговаривать с людьми в IT-отделе. Это была очень тяжелая работа.
Однако я приобрел довольно богатый опыт, убедившись, насколько тяжелым и напряженным может быть управление, особенно в сфере HR. До этого, я был больше связан с технической стороной, имел дело с компьютерами и программами, у которых нет чувств. А вот работа с людьми, намного более ответственна и намного тяжелее.
- Расскажите, пожалуйста, подробней о процессе рекрутинга в Великобритании. Как происходит этот процесс, в каких ресурсах ищут людей, ну и так далее…
- Есть несколько аспектов, которые разнят процесс рекрутинга в Украине и в Великобритании. Первое, это то, что HR в Великобритании традиционно имеет разнообразные функции. Я знаю, что во многих компаниях в Украине, в HR-отделах есть отдельно рекрутеры, есть HR-специалисты, которые отвечают за удержание кадров и процессы адаптации, а есть люди, которые занимаются корпоративной культурой и мероприятиями. В то же время в Великобритании, как и в США, HR-менеджеры обычно выполняет все функции: они занимаются рекрутингом, проводят интервью, занимаются документацией по найму, проводят адаптацию и различные тренинги, заботятся о корпоративной культуре компании. Так же HR-менеджер ответственен за увольнение тех или иных сотрудников, их продвижение по карьерной лестнице. Можно сделать вывод, что HR имеет достаточно широкий круг обязанностей и функций в Великобритании.
Большая разница также в том, что в Украине IT-рекрутеры и HR-специалисты всегда стараются сделать так, чтоб людям было хорошо в компании, общаются с персоналом, проводят различные опросы с целью улучшения условий труда работников. В то время, как в Великобритании, HR-специалист работает больше в интересах бизнеса, и ты видишь его только в первый рабочий день, ну и, когда у тебя появляются какие-то проблемы. HR-специалист играет роль судьи в рабочих спорах. Например, если у вас какое-то недопонимание с другим менеджером, коллегой или начальником, то HR должен разобраться в этой ситуации и помочь ее решить.
Третьим отличием является процесс рекрутинга. Практически повсеместно, в Великобритании, США и в большей части Европы, поиском персонала занимаются отдельные рекрутинговые компании. Я не помню, когда за последние 10 лет я сам напрямую подавал резюме на работу в какой-то компании в Великобритании. Как правило, теперь нужно пройти через рекрутинговое агентство. Даже крупные компании, такие, как банки, нефтяные корпорации, например, British Petroleum, не занимаются рекрутингом сами, они нанимают другие компании, которые будут это делать за них. Таким образом, поиск работы становится довольно тяжелым заданием. Потому что эти компании имеют очень закрытый рынок.
Так же есть много жалоб на то, что рекрутинговые агентства на самом деле не понимают всех аспектов работы, для которой они ищут необходимых специалистов.
Работодатели предоставляют им описание требований к кандидату, например, то, что у него должны быть навыки .NET и что-то еще. А работники агентств не имеют понятия о том, что же такое .NET. И когда они отбирают кандидатов, то они просто ищут по ключевым словам.
Поэтому многие люди, которые составляют свое резюме, сейчас вписывают туда только ключевые слова, по которым их могут найти, а не описывают то, что они действительно умеют делать. Потому что они прекрасно знают, что произойдет, когда их письмо попадет в базу данных. Так вот, когда рекрутеру нужно найти кого-то с навыками .NET, то он ищет слово «net» в базе резюме. Даже если, человек на самом деле является рыбаком, а пишет в своем резюме «я использую net (с англ. «сеть»), чтобы ловить рыбу», то он все равно попадает в список кандидатов.
Я до сих пор получаю странные письма от рекрутинговых агентств, у которых есть еще мое старое резюме, которые понятия не имеют о том, что я уже два года не живу в Великобритании. И они предлагают мне совершенно абсурдные вакансии в Лондоне, на позиции, о которых я не имею никакого представления. Такая же проблема есть и в США, где отбор резюме и первое интервью производится компьютером. Таким образом, ты даже не видишь представителя нанимающей компании. Интервью делает робот.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашем впечатлении, об Украине. Как человек, побывавший практически во всем мире, оказался в Украине?
- Впервые я посетил Украину лет 8-10 назад. Я и моя жена приехали на каникулы отдыхать на Черном море. И мы жили в санатории, в таком старом советском стиле, в Ялте. Работа здесь и переезд в Украину – не были мечтой всей моей жизни, но мне было интересно поработать в Восточной Европе. Я общался с различными компаниями из Беларуси и Украины.
И в итоге мне предложили работу в австрийской компании, которая строила скоростную дорогу от Минска и до Санкт-Петербурга. Это была очень интересная работа, потому что нужно было все время переезжать по мере постройки очередных участков этой дороги. Я должен был провести 6 месяцев в Минске, потом жить 3 месяца где-то на границе Беларуси и России. Но, к сожалению, компания отказалась от этого проекта.
Через несколько месяцев, мне предложили работу в Харькове. Я совершенно ничего не знал об этом городе. Также, как я толком ничего не знал об Украине, кроме того, что показывали по новостям.
Я начал работать в Харькове летом 2014 года, а перед этим приехал в феврале для собеседования. Мне понравился Харьков сразу, как только я сюда приехал. Мне кажется, это прекрасный город. Он достаточно комфортный для того, чтобы быть действительно уютным и дружелюбным. Я заметил, что, когда я иду по Сумской, то, как правило, встречаю одного или двух знакомых. На самом деле, я понимаю, что это большой город, здесь живет около 2 миллионов человек, но все же кажется, что он достаточно маленький, чтобы чувствовать себя в нем хорошо. И мне это нравится. Я приехал сюда из Лондона, а это огромный город, в котором 25 миллионов жителей. Чтобы добраться с одного конца Лондона в другой, нужно потратить несколько часов.
- А что Вы скажите об IT в Украине? Какие впечатления об этой сфере?
- Это достаточно тяжелый вопрос. IT-сфера и сама разработка продукта отличаются от того, как это происходит в Великобритании. Раньше я занимался разработкой программ, руководил проектами. А сейчас, когда я работаю на аутсорсинговую компанию, все происходит немного по-другому. Я меньше использую IT-навыки, а больше навыки ведения бизнеса. И это достаточно интересно.
Главное отличие украинского IT от английского, это то, что в Украине эта сфера очень «молодая» и очень динамичная. В то время как IT-сфера в Великобритании достаточно «зрелая». Это касается как размеров бизнеса и способов управления, так и людей. Например, мне 40 с небольшим лет, и, когда я был главой IT- отдела в Великобритании, то я был самым молодым из всех менеджеров. То есть всем IT- менеджерам в Великобритании около 50 лет, и все они работают в IT уже по 30 и более лет. Очень сложно найти программиста, которому 18-19 или 20, им всем уже по 30 лет.
Технологии тоже немного отличаются. В Великобритании большинство программистов используют более старые технологии. В Украине разработчики более гибкие и динамичные, больше заинтересованы в новых технологиях.
- Что Вы думаете о будущем IT в Украине?
- У IT в Украине хорошее будущее. Сейчас это уже одна из лидирующих индустрий в Украине. Если Украина больше откроется для Европы, то развитие IT будет происходить еще интенсивнее. Но я считаю, что есть две основные проблемы, с которыми столкнется украинская IT-индустрия.
Первая - это цена. Перспектива того, что зарплаты программистов будут все так же расти, может привести к тому, что цена услуг украинского IT станет неконкурентоспособной. Это конечно вряд ли произойдет, потому что должен сработать экономический закон: если зарплаты станут слишком высокими, то количество программистов по сравнению с количеством клиентов изменится, и тогда зарплаты снова стабилизируются.
Вы понимаете, что такие высокие зарплаты появляются из-за высокого спроса. Если будет слишком много предложения и меньше спроса, то соответственно зарплаты немного упадут. Вторая и самая серьезная проблема состоит в том, что в ближайшем будущем, может измениться налоговый режим. И внесение каких-либо изменений, которые повлияют на данную сферу, могут серьезно подорвать, или даже, даже убить IT- индустрию в Украине.
На данный момент, налоговый режим относительно IT является достаточно мягким. Но, если правительство решит изменить политику и поднять налоги до 25-30% или более, то IT-сфера будет уничтожена, потому что она больше не будет приносить достаточно прибыли, так как придется повышать цены на услуги для того, чтобы покрывать расходы на уплату налогов. И сейчас очень сложно предсказать, будут ли внесены такие изменения или нет. В один момент – это очень прибыльный бизнес, а в другой – повышение налогов понизит эту прибыльность.
В чем я уверен, так это в том, что те IT-компании, которые существуют в Украине сейчас, будут разрастаться и становиться более сильными. И может появиться украинский вариант Microsoft, то есть совершенно независимые компании, которые будут разрабатывать свои продукты. И тогда это станет одним из самых интересных секторов экономики. Вы понимаете, аутсорсинг – это аутсорсинг, но более перспективным и привлекательным для инвесторов, является создание своего продукта.
- Скажите, а какие слабые стороны украинского IT Вы можете обозначить?
- Я могу сказать, что заметен пробел, как мне кажется, в традиционном «тяжелом» программировании, которое развито в Европе. В Украине очень популярны трендовые направления и стеки технологий в .NET, Java, PHP, но специалистов с глубокими навыками «тяжелого» программирования не так уж легко найти. Например, в Великобритании очень востребованы системы корпоративного управления – документооборот, финансовые и менеджмент-системы, системы безопасности данных и управление производством. Также среди крупных компаний популярны решения на базе SAP. В Украине очень мало компаний, которые готовы качественно реализовать корпоративные продукты такого высокого уровня.
Пожалуй, это основное, если говорить про IT в Украине. Хотя, например, в Беларуси такого пробела навыков практически нет.
- А как Вы думаете, как следует развиваться HR-сфере в украинском IT-секторе?
- В Украине HR-индустрия уже достаточно зрелая. Особенно в Киеве, я заметил, есть фирмы, которые специализируется на хедхантинге. Но в то же время здесь не распространен аутсорсинг HR-функций. Видимо, считается, что легче нанять несколько HR-специалистов и рекрутеров, которые будут проводить все необходимые процессы именно для компании.
Толчок для развития HR-индустрии - это развитие и создание специализированных консалтинговых агентств, которые занимаются не только подбором персонала, а работают на все виды деятельности. Я предполагаю, что такая тенденция будет развиваться в будущем. Что еще может измениться, так это динамика конкуренции. Я думаю, что качественные HR-сервисы будут все более востребованы, и наверняка это также повлияет на рынок в целом.
- Что Вы думаете о том, как относятся к украинской IT-индустрии в других странах? Достаточно ли информации об этой сфере в бизнес кругах?
- Я разговаривал со многими людьми об IT-аутсорсинге в Украине и большинство из них не знали, что в Украине эта сфера вообще есть. Реакция на информацию о том, что Украина является местом назначения для услуг IT-аутсорсинга, обычно вызывает абсолютное удивление. Некоторые, конечно, знают об украинском IT, но они считают, что это зона очень высоких рисков, ведь очень мало информации о правилах игры.
- Можно ли как-нибудь исправить эту ситуацию?
- Я думаю, что это сделать необходимо, но этим должно заниматься правительство. Конечно, компании и сами могут заниматься продвижением Украины, но такие инициативы редко оказывают какое-то влияние на глобальную ситуацию. Поэтому правительство должно работать с другими странами, рекламируя страну как пункт назначения для IT-бизнеса.
Интересно то, что есть, например, реклама в поездах. Во время поездки на поезде Интерсити+ по телевизору показывают очень хороший ролик о том, что в Украине есть много индустрий, в которые можно вкладывать инвестиции, в том числе и IT-сфера. Но проблема в том, что это видео проигрывается в поезде, который едет уже в Украине. Это видео действительно очень хорошее, но его демонстрируют в не совсем правильном месте. Я не видел этот ролик на официальном сайте Украины или на сайтах посольств Украины в других странах, где это было бы полезно.
Украине нужен продвинутый сайт, где будет информация для инвесторов, доступная в США, Великобритании, Франции. Я никогда не слышал о том, что в Украине есть французские IT-компании. В Украине есть много немецких, британских компаний, датских, голландских. Но об испанских, французских, итальянских я ни разу не слышал. То есть, Украина теряет рынок, просто из-за того, что об украинском IT мало кто знает.
- Большое спасибо за интервью! Будем рады новым встречам и новым темам для обсуждения!